0017 — Почему мне сложно общаться с людьми

Содержимое страницы

У меня есть несколько проблем в общении с людьми. Одна из них точно во мне: я значительно лучше воспринимаю текст, чем звук. Другие же недостатки общения настолько органично вплетены в жизнь других людей, что большинство их даже не замечает и считает нормой.

Ответ не на тот вопрос

На первом месте ответ не на тот вопрос, который я задавал, например:

— Кофе будешь?

— Я час назад только позавтракал.

Мне всё равно, когда ты завтракал и что было час назад. Я об этом не спрашивал. Я задал совершенно другой вопрос.

Описание дуба вместо ДА / НЕТ

Вот с этим мне очень тяжело. У многих людей есть такой недостаток, что им задаёшь вопрос, подразумевающий только ответ «Да» или «Нет», либо одно, максимум два слова, а вместо этого начинаешь выслушивать длинный-длинный монолог.

Пример:

— Мы в субботу в зоопарк. Пойдёшь с нами?

— Я на этих выходных планировал дома немного дела поделать, машину в сервис отогнать, на лоджии стену утеплить. Ещё приезжает один знакомый, мы с ним 2 недели не виделись, хотелось бы встретиться. Плюс у Полины что-то нога болит. Мы к одному доктору поехали, он сказал, что всё нормально. Но ведь болит же! Поехали к другому, тот тоже говорит, что всё норм, но нужно МРТ сделать. А Полина на МРТ не хочет, мы решили поискать хорошего гомеопата, чтобы он таблетки выписал какие-нибудь.

Блядь!

При чём тут твои домашние дела? Когда мне что-то нужно, я отодвигаю менее важные дела, например, уборку дома, и ставлю на первое место более важные, например, ремонт автомобиля (всё-таки это вопрос безопасности), встречу с кем-то и так далее.

При чём тут твой знакомый? Я его в гробу видал. Мне похуй, какие у вас отношения! Это вообще не моё дело.

При чём тут твоя девушка? Я не спрашивал, пойдёт ли она. Её больная нога — ваша проблема. Вы уж разберитесь между собой. Я уж молчу про то, что гомеопатия не работает.

И, кстати, я так и не получил ответа на свой вопрос. Но мне уже всё равно. Пойду без тебя и твоей Полины.

Под этот и предыдущий пункт, кстати, полностью подходит диалог Нео с Архитектором. Нео спрашивает:

— Зачем я здесь?

Архитектор минут 5 рассказывает про причины, следствия и т. д. Нео внимательно слушает, а весь фрагмент заканчивается двумя предложениями:

— Вы не ответили на мой вопрос.

— Совершенно верно!

Игнорирование вопросов в переписке

М. Ильяхов в своей книге «Новые правила деловой переписки» говорит о том, что для удобства получателя письма рекомендуется:

  1. Все вопросы писать нумерованным списком.
  2. Формулировать вопросы как можно чётче.
  3. Не задавать много вопросов.
  4. По возможности давать ожидаемые варианты ответов.

Ну, не так уж сложно, да? Проблема, как обычно, на той стороне. Люди не умеют читать и попросту игнорируют написанный текст. Допустимы, вы написали письмо, в котором задали три вопроса:

Привет!

  1. Ты получил токен?
  2. Нужна помощь в настройке окружения? Иногда бывают сложности с настройкой клиента OpenVPN, я мог бы тебе помочь, подключившись через Zoom.
  3. Сможешь к среде доделать задачу 27492? Если не сможешь, дай знать, сделаю сам или передам другому исполнителю.

В ответ обычно приходит такое:

привет, нет, ещё не получил

А где ответы на остальные вопросы? Сколько было истребителей вопросов, сука? Сколько было истребителей вопросов, скотина, блядь? Ты до трёх считать не умеешь? По-твоему, мне на работе делать нечего и внезапно случился приступ графомании? Или, может, на другие вопросы у тебя нет возможности ответить? В чём твоя проблема? Почему ты ответил на один вопрос и проигнорировал остальные?

Вот такая ерунда постоянно.

Люди читают жопой

Я не знаю, как это назвать по-другому. Честно говоря, у меня самого иногда бывает так, что я читаю текст и вижу не то, что там написано. Допустим, простой пример:

Сервис A позволяет делать вещь B. При необходимости в нём можно настроить вещь C. Вещь D работает с ограничениями, вот список.

Некоторые читают это так:

Сервис A позволяет делать только вещь B. Вещь C требует запредельных усилий для настройки. Вещь D не работает.

Ну, он так понял. И это сложно. С этим невозможно бороться. Проблема кроется в структуре самого языка: человеческие языки до крайности абстрактны, одно и то же слово может иметь множество смыслов. Например, вы что представили при слове «кружка»? Спорим, это не та самая кружка Luminarc, что стоит у меня в сушильном шкафу?

С абстрактностью ещё можно как-то бороться. В преамбулах RFC и разных законодательных актов часто пишут, в каком значении используются те или иные слова и выражения. В обычной переписке или даже разговоре с обычными людьми это плохо работает: каждый суслик — агроном, каждый слышит то, что хочет слышать.